Доклад Амурской области о результатах мониторинга эффективности деятельности ОМСУ за 2017 год

Дата размещения: :
Дата изменения: 06.03.2019 10:29


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ГОРОДСКИХ ОКРУГАХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Наименование
городского округа

Среднегодовая численность постоянного населения в отчетном году, тыс.человек

Информация о размещении доклада главы в сети «Интернет» (адрес официального сайта муниципального образования)

г.Благовещенск

230,1

благовещенск.рф

г.Белогорск

66,8

http://www.belogorck.ru/

г.Зея

23,4

http://www.admzeya.ru/

г.Райчихинск

20,2

райчихинск-мо.рф

г.Свободный

53,9

http://www.svobnews.amur.ru/

г.Тында

33,1

http://gorod.tynda.ru

г.Шимановск

18,7

http://www.shimanovskadm.ru

пгт.Прогресс

11,9

http://admprogress.ru/

ЗАТО Циолковский

6,5

http://затоциолковский.рф/


Наименование муниципального района

Среднегодовая численность постоянного населения в отчетном году, тыс.человек

Административный центр муниципального района

Информация о размещении доклада главы в сети «Интернет» (адрес официального сайта муниципального образования)

Архаринский район

14,7

п.Архара

http://www.arh-adm.ru/

Белогорский район

17,8

г.Белогорск

http://www.belraion.ru

Благовещенский район

26,4

г.Благовещенск

http://www.blagraion.ru

Бурейский район

20,5

п.Новобурейский

www.admbur.ru

Завитинский район

14,4

г.Завитинск

http://www.zavitinsk.info/

Зейский район

14,9

г.Зея

http://www.admzr.ru

Ивановский район

23,9

с.Ивановка

http://www.ivanadmin28.ru/

Константиновский район

12,5

с.Константиновка

http://www.konst-adm.ru

Магдагачинский район

20,3

п.Магдагачи

http://www.magdagachi.ru/

Мазановский район

13,3

с. Новокиевский Увал

http://mazadm.ru/

Михайловский район

13,8

с.Поярково

http://www.mihadmin28.ru/

Октябрьский район

18,3

с.Екатеринославка

http://www.oktyabr-r.ru/

Ромненский район

8,2

с.Ромны

http://ромны28.рф/

Свободненский район

14,2

г.Свободный

http://www.svobregion.ru/

Селемджинский район

10,3

п.Экимчан

http://www.sel28.ru/

Серышевский район

24,5

п.Серышево

http://admser.ru

Сковородинский район

27,2

г.Сковородино

http://www.skovorodino.ru

Тамбовский район

21,5

с.Тамбовка

http://тамбр.рф

Тындинский район

13,6

г.Тында

http://atr.tynda.ru

Шимановский район

5,3

г.Шимановск

www.portal.shimraion.ru


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

 1.1 Экономическое развитие

 1.2 Дошкольное образование

 1.3 Общее и дополнительное образование

 1.4 Культура

 1.5 Физическая культура и спорт

 1.6 Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

 1.7 Жилищно-коммунальное хозяйство

 1.8 Организация муниципального управления

 1.9 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

II. ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ

 ВВЕДЕНИЕ

Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов  Амурской области осуществляется в рамках:

Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 
«Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;

постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

постановление Правительства области от 15.04.2013 №160 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Амурской области»;

постановление губернатора области от 30.09.2008 №399 «О мерах по реализации на территории Амурской области Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 №607».

В соответствии с нормативной правовой базой мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных районов Амурской области проводился по 29 муниципальным образованиям области.

По результатам мониторинга определены основные тенденции социально-экономического развития,  проблемы, требующие приоритетного внимания со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти области.

Для проведения оценки эффективности деятельности использовались данные, представленные в докладах глав местных администраций городских округов и муниципальных районов Амурской области, данные Федеральной службы государственной и ведомственной статистики, а также информация исполнительных органов государственной власти области.

I. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

1.1 Экономическое развитие

Развитие предпринимательства

Число малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в 2017 году составило 10,7 тыс.единиц, что по отношению к 2016 году больше на 1%. На данных предприятиях занято 74,1 тыс.человек (в 2016 году – 55 тыс. человек).

Структурное распределение малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в области, в основном, соответствует общероссийской тенденции, и на протяжении ряда лет существенно не изменилось:

61% - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

10% - строительство;

5%  - обрабатывающие производства;

4%  - добыча полезных ископаемых.

Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в 2017 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1,2% и составил 264 млрд. рублей.

Поддержка субъектов малого бизнеса является одним из приоритетных направлений экономической политики, которая проводится Правительством области в рамках региональной и муниципальных программ, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области.

Одной из основных задач является разработка и реализация системы мер и механизмов по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства на территории области. Главным способом решения поставленной задачи является реализация мероприятий подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 25.09.2013 № 445 (далее – подпрограмма).

В 2017 году на реализацию указанной подпрограммы направлено 7064,29 тыс.рублей, из них 5439,5 тыс. рублей – средства федерального бюджета, 1624,79 тыс.рублей – средства областного бюджета.

В рамках подпрограммы поддержки малому и среднему бизнесу в 2017 году реализованы следующие мероприятия:

предоставлены субсидии бюджетам монопрофильных муниципальных образований области на  софинансирование муниципальных программ по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;

оказана организационная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей  1264 субъектам малого и среднего предпринимательства;

капитализация гарантийного фонда (фонда поручительств) – в 2017 году услугами Гарантийного фонда воспользовалось 63 субъекта малого и среднего предпринимательства, получив поручительства на сумму 304,8 млн. рублей (капитализация на 31.12.2017 составила 151,5 млн. рублей).

За счет софинансирования мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 году из федерального бюджета, на базе действующей НО «Фонд содействия кредитованию субъектов МСП» создано обособленное структурное подразделение - Центр поддержки предпринимательства (далее – ЦПП).

В функции ЦПП входит оказание широкого спектра консультационных услуг, проведение тренингов, семинаров различной тематики, в том числе в рамках реализации федеральных партнерских программ: АО «Корпорация МСП», РЭЦ, Деловая среда. Услуги предоставляются как для уже действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников, так и для лиц, планирующих открытие собственного бизнеса. В третьем квартале 2017 года заключено лицензионное соглашение с АО «Корпорация МСП».

Однако в силу географических, экономических, социальных и иных особенностей развития территорий области, малое и среднее предпринимательство распределено неравномерно.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства

на 10 тыс. человек населения, единиц

 

Максимальное число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. жителей отмечено в крупных городах области (г.Благовещенск, г.Тында, 
г.Зея, г.Белогорск, г.Свободный) и Благовещенском и Зейском районах. Во всех остальных муниципальных образованиях данный показатель ниже среднего по области (225 ед.).

В 2017 году в 22 муниципальных образованиях показатель по сравнению с 2016 годом снизился (г.Свободный, г.Райчихинск, г.Шимановск,   Архаринский, Благовещенский, Бурейский, Ивановский, Константиновский, Магдагачинский, Михайловский, Октябрьский, Свободненский, Селемджинский,  Серышевский, Сковородинский, Тамбовский Тындинский, Шимановский районы).

Снижение показателя связано с миграционным оттоком населения и снятием с налогового учета субъектов предпринимательства.

Наибольшая доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций наблюдается в городах Зея и Благовещенск, а также в Белогорском, Благовещенском, Бурейском, Ивановском, Зейском, Константиновском, Мазановском, Ромненском, Свободненском и Шимановском районах. В остальных муниципальных образованиях области показатель ниже среднего по области (33%).

Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников

 всех предприятий и организаций,%

 

Снижение показателя в 2017 году в сравнении с 2016 годом наблюдается в Михайловском, Сковородинском, Тамбовском, Ивановском районах и пгт.Прогресс, что связано с сокращением  субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном году.

В 2017 году на развитие экономики и социальной сферы области поступило 186,62 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (с учетом бюджетных средств), что на 36,6% выше уровня 2016 года в сопоставимых ценах.

Рост инвестиций в основной капитал наблюдается по следующим видам экономической деятельности:

«Транспорт и связь» - на 62,1%, за счет строительства газопровода «Сила Сибири», мостового перехода через реку Амур;

«Добыча полезных ископаемых» - на 12,3%, за счет строительства золотодобывающих рудников (Покровский рудник, Маломырский рудник).

Снижены инвестиции в такой вид деятельности как «Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха» на 29,5%
(в связи с сокращением инвестиционных затрат на строительство Нижне-Бурейской ГЭС на 3 млрд. рублей).

Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций сокращена с 18% в 2016 году до 6% в 2017 году.

В 2017 году из федерального бюджета на капитальные вложения поступило 9,7 млрд. руб. в то время как в 2016 году 21,57 млрд. рублей, то есть меньше на 11,9 млрд. руб. или 55% чем в 2016 году в основном за счет сокращения финансирования строительства космодрома «Восточный».

Из областного бюджета профинансированы инвестиционные проекты на 0,75 млрд. рублей, что на 51,3% меньше, чем в 2016 году; из средств местных бюджетов - 0,7 млрд. руб., что в 2 раза больше чем в 2016 году. Эти средства использовались на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

Инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) составили 175,4 млрд. руб., что на 59% больше чем в 2016 году, на одного жителя в среднем по области составляют 219,3 тыс. рублей, в то время как в 2016 году составляли 132,3 тыс. руб.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, рублей

 

Выше среднеобластного значения данный показатель в 2017 году сложился в г.Тында, г.Шимановск, г.Свободный и муниципальных районах Архаринский, Благовещенский, Бурейский, Магдагачинский, Сковородинский.

В 2017 году объем инвестиций за исключением бюджетных средств снизился по сравнению с 2016 годом в 12 муниципальных образованиях: Белогорском (на 64,9% за счет модернизации производства ООО «Амурагрокомплекс» в 2016 году), Бурейском (на 39% за счет снижения финансирования на строительство Нижне-Бурейской ГЭС), Ивановском (79,7% - приостановка работы предприятий расположенных на ТОР «Приамурская» - ООО «С Технология», ООО «АЭК»), Константиновском (на 36% - за счет снижения инвестиций в  строительство дороги  и зерносушильных комплексов), Михайловском (на 91,6% - завершение строительства  ООО «Амурагрокомплекс» зерносушильного комплекса в с. Дим), Ромненском (на 99,9% - в 2016 году разовое  вложение инвестиций компаний Агрологистика ДВ), Свободненском (на 99,9% - за счет завершения работ по объектам «Сила Сибири»), Селемджинском (на 55,8% - завершение строительства моста через р.Селемджа),  Тындинском (на 62,8% - снижение финансирования на строительство золотодобывающих рудников), Шимановском (на 98,25% - в 2016 году вложены разовые инвестиции  сельскохозяйственными компаниями), в г.Белогорск (на 90,2% - инвестиции ООО «МЭЗ «Амурский» в 2017 году не учитывались, так  как субъект данная компания числилась в реестре малого бизнес), пгт.Прогресс (на 88,4%).

В остальных территориях области инвестиции, за исключением бюджетных, увеличились.

Деятельность по привлечению средств в бюджеты муниципальных образований характеризуется объемом налоговых поступлений, в том числе земельного налога.

Доля площади земельных участков, являющихся 
объектами налогообложения земельным налогом, 
от общей площади территории муниципальных образований в 2017 году,%

  

В 2017 году доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, от общей площади территории в среднем по Амурской области составила 52,1%, что выше на 2,1 процентных пункта значения показателя 2016 года.

Выше среднеобластного значения величина данного показателя наблюдается в 14 муниципальных образованиях, ниже в 15 муниципальных образованиях.

Наибольшая доля площади земельных участков, оформленных в собственность и поставленных на кадастровый учет (более 90%), зарегистрирована в Завитинском, Ивановском, Селемджинском районах и пгт.Прогресс. Наименьшее значение показателя установлено в Тындинском, Сковородинском районах и ЗАТО Циолковский.

Так как одним из приоритетных направлений развития области является сельскохозяйственная сфера важным показателем в оценке деятельности местных администраций остается устойчивое финансовое положение сельскохозяйственных организаций.

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех форм собственности области за 2017 год составил 62 млрд. рублей, в том числе: продукция растениеводства 48 млрд.рублей, животноводства – 14 млрд.рублей.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимой оценке к 2016 году в хозяйствах всех категорий составил 112,9%, в том числе в растениеводстве 121,8% и животноводстве 92,6%.

По итогам работы за 2017 год чистый финансовый результат по сельскохозяйственным предприятиям области от реализации продукции составил 2340,5 млн. рублей прибыли, в том числе: от растениеводства получена прибыль в сумме  2488,7 млн. рублей, от животноводства – убытки  148,2 млн. рублей.

Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций

в общем числе за 2017 год,%

  

 Уровень рентабельности от реализации сельскохозяйственной продукции составил 18,6% (в 2016 году- 29,0%).

В 2017 году общее количество сельскохозяйственных предприятий составило 95 единиц (в 2016 году – 101 единицу), из них прибыльных - 73 единицы или 76,8% от всех предприятий. Причем выше областного значение показателя «Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем числе» наблюдается в 11 муниципальных образованиях, ниже –  в 9.

Основными причинами наличия убыточных сельскохозяйственных организаций являются зависимость результатов деятельности предприятий от природных  условий, высокой степенью износа основных фондов, а также ростом цен и тарифов на материально технические ресурсы и низкими закупочными ценами на реализованную продукцию сельского хозяйства

 Число прибыльных сельскохозяйственных

организаций в 2017 году, единиц

  

Из 20 районов, на территории которых ведут деятельность сельскохозяйственные организации в 7 районах (Архаринский, Белогорский,  Михайловский, Селемджинский,  Сковородинский, Тамбовский, Тындиниский) доля прибыльных организаций составляет 100%.

При этом по числу прибыльных сельскохозяйственных организаций лидирующие места занимают Михайловский, Тамбовский и Ивановский районы.

Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения не соответствующая нормативным требованиям в 16 муниципальных образованиях: Архаринском, Благовещенском, Бурейском, Михайловском, Ромненском, Селемджинском, Свободненском, Сковородинском, Серышевском, Шимановском районах и городах – Благовещенск, Белогорск, Райчихинск, Свободный, Тында, пгт. Прогресс. 

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения не соответствующая нормативным требованиям,%

 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения не соответствующая нормативным требованиям сократилась  в 8 муниципальных образованиях: Бурейском (на 7%), Селемджинском (на 5%), Ромненском (на 3,4%), Сковородинском (на 3%), Шимановском (на 1,8%), Серышевском (на 1,7%), Михайловском (на 1%) районах,   г.Райчихинск (на 2,3%).

В шести муниципальных образованиях доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения не соответствующих нормативным требованиям увеличилась (Благовещенский район, г. Благовещенск, г. Белогорск, г.Свободный, г.Тында,  пгт. Прогресс).

В 13 муниципальных районах отсутствует информация о доле автомобильных дорог не соответствующих нормативным требованиям.

Основной задачей, стоящей перед органами местного самоуправления является повышение качества автомобильных дорог, снижение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не соответствующей нормативным требованиям.

Ежегодно предоставляются субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них.

В 2017 году общий бюджет субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление дорожной деятельности составляет 950,0 млн. рублей.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).

Автомобильный общественный транспорт в структуре перевозки пассажиров составляет 87%.

В области сформирована двухуровневая автобусная маршрутная сеть:

1.                 Межмуниципальная (включает 102 регулярных межмуниципальных маршрута).

Межмуниципальная маршрутная автобусная сеть сформирована по радиальной схеме, соединяя 25 районных центров и городских округов с г.Благовещенском. Не имеют прямого регулярного автобусного сообщения с областным центром: г.Тында, Тындинский и Селемджинский районы.

2.            Муниципальная (включает 267 городских и районных маршрутов, в том числе 15 сезонных).

Регулярное автобусное и железнодорожное сообщение имеют 472 населенных пункта (87,7%) из 538.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа в 2017 году возросла  в трех  районах: Архаринском с 0,7% до 0,73%, Завитинском с 0,5% до 1,4%, Тындинском с 5,2% до 33%.

 Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром,%

 

 В восьми районах области данный показатель снизился: Бурейском с 0,2% до 0,18%, Зейском с 51,6% до 49,2%, Ивановском 2,74% до 2,72%, Мазановском с 3,76% до 3,47%, Ромненском с 2,7% до 2,61%, Свободненском  с 3,95% до 3,42%, Селемджинском с 91,26% до 81,4%, Серышевском  с 19,2% до 14,4%.

Среди муниципальных районов наибольшее значение показателя в 2017 году сложилось в Селемджинском (81,4%) и Зейском (49,2%) районах.

Данные органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области за 2017 год свидетельствуют о стабильном росте среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций во всех муниципальных образованиях области.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района), рублей

 

В 2017 году самый высокий показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций сложился в Тындинском – 64902 рублей (на 12,6% больше, чем в 2016 году), Сковородинском – 53454  рублей (на 4,7%), Селемджинском – 49722 рублей (на 7,2%), Магдагачинском – 49062 рублей 
(на 13%), Шимановском – 58522 рулей (на 39,2%) районах; в г.Тында – 59488 рублей (на 8,5%).

Самое низкое значение показателя отмечено в Белогорском – 24881 рублей, Мазановском – 26332 рублей, Ромненском – 27258 рублей  районах.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций области за 2017 год составила 37362,0 рублей и увеличилась по сравнению с 2016 годом на 12,7%.

Значение показателя, превышающее или равное среднеобластному, достигнуто в 14 муниципальных образованиях: Тындинский, Шимановский, Сковородинский, Селемджинский, Магдагачинский, Бурейский, Зейский, Свободненский, (41633 рублей), (40405 рублей) районы; в г.Тында, г.Зея, г.Свободный, Благовещенск, Белогорск.  В остальных муниципальных образованиях значения показателя ниже среднеобластного.

Наибольший рост показателя отмечается в Шимановском (на 39,2% больше, чем в 2016 году), Благовещенском (на 36,1%), Магдагачинском (на 13,0%), районах и городах Свободный (на 20,9%) и ЗАТО Циолковский (на 13,7%). Снижение по данному показателю отмечено в Ивановском районе (на 1,3% меньше, чем в 2016 году) и Серышевском районе (1,4%).

В 2017 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений выросла в 23 муниципальных образованиях. Наибольший рост показателя отмечен в  Селемджинском районе  на 10,5% по сравнению с 2016 годом, Константиновском районе на 9,6%, г.Белогорске  на 8,9%, г.Шимановске на 7,9%, пгт. Прогресс на 7,2% и октябрьском и Архаринском районах на 6,7%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений, рублей 

 

Вместе с тем отмечено снижение показателя в 4 муниципальных образованиях: г.Тында (на 1,3% меньше по сравнению с 2016 годом), Ивановском районе (на 1,7%), Зейском (на 2,4), ЗАТО Циолковский (на 9,3%).

Средняя заработная плата учителей общеобразовательных организаций в 2017 году составила 33928 рублей (в 2016 году – 32430 рублей), педагогических работников в целом – до 33917 рублей.

Самая высокая заработная плата учителей в 2017 году зафиксирована в муниципальных образованиях: Тындинский район – 44415 рублей, г.Тында – 43789 рублей, Селемджинский район – 43689 рублей, Зейский район – 43643 рубля.

Самая низкая заработная плата в г.Белогорск -31240 рублей, в муниципальных районах – Константиновском  – 31522 рубля, Архаринском – 31582 рубля и Михайловском - 31752 рубля.

По росту показателя «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений» лидируют Октябрьский (заработная плата выросла в сравнении с 2016 годом на 7,9%), Зейский (на 7,6%) и Константиновский (на 6,7%) районы.

В 4 муниципальных образованиях (г.Благовещенск, ЗАТО Циолковский, Благовещенский, Бурейский районы) рост показателя находится в диапазоне от 1,0% до 2,8%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, рублей

 

В остальных муниципальных образованиях динамика роста показателя за 2017 год по сравнению с 2016 годом находится в диапазоне от 3,3% до 5,2%.

Среди муниципальных районов наибольшая заработная плата работников муниципальных дошкольных учреждений в 2017 году отмечена в г.Тында – 27711 рублей, г.Зея – 24678 рублей, Зейском районе – 22838 рублей, Тындинском районе – 21461 рублей, Селемджинском районе - 21218 рублей.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата муниципальных дошкольных учреждений, рублей

 

Самая низкая заработная плата зафиксирована в пгт.Прогресс – 15415 рублей и муниципальных районах: Константиновском – 15868 рублей и Архаринском – 16027 рублей.

Выше среднеобластного значение показателя (18743 рубля) сложилось в 12 муниципальных образованиях: г.Тында, г.Зея, г.Благовещенск, г.Белогорск, ЗАТО Циолковский, г. Свободный, г.Шимоновск, Зейском, Тындинском, Селемджинском, Сковородинском, Благовещенском районах. На остальных территориях значение показателя ниже среднеобластного.

Наибольший рост показателя отмечается в Архаринском  (на 21,7% больше, чем в 2017 году), Мазановском (на 13,2%), Сковородинском (на 12,8%), Зейском (на 12,5%), Константиновском (на 11,3%) районах, в г.Белогорск (на 13,4%), в г.Шимановск (на 11,8%).

В соответствии с данными муниципальных образований среднемесячная заработная плата работников культуры и искусства в 2017 году составила 29967 рублей (на 29,3% больше, чем в 2016 году).

В 2017 году во всех муниципальных образованиях области отмечен рост среднемесячной  начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений культуры по сравнению с 2016 годом. Динамика роста показателя за 2017 год по сравнению с 2016 годом по городским округам находится в диапозоне от 18,1% (г.Тында) до 41,6% (г.Свободный), по муниципальным районам  - от 12,7% (Селемджинский район) до 46,5% (Магдагачинский район).

            В сравнении с 2016 годом наибольший рост показателя среднемесячной  начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений культуры установлен в Магдагачинском (на 46,5%), Шимановском (на 41,4%), Константиновском (на 40,7%), Завитинском (на 39,9%) районах, г.Свободный (на 41,6%), г.Шимановск (на 39,4%).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры по области в 2017 году составила 22 156,4 рублей.

Значение показателя, превышающее среднеобластное, достигнуто в 12 муниципальных образованиях: г.Белогорск (25611,8 рублей), г.Благовещенск (25753,2 рубля), г.Зея (27585,6 рублей), г.Тында (24060,4 рублей), г.Шимановск (30302,1 рубля), ЗАТО Циолковский (28478,1 рублей), Белогорский район (25720 рублей), Зейский район (33576,7 рублей), Ивановский (29580 рублей), Константиновский район (29778,7 рублей), Мазановский район (24890 рублей), Тамбовский район (30154,8 рублей).

Не достигнут уровень среднеобластного значения в 11 муниципальных образованиях: г.Райчихинск (18849,7 рублей), г.Свободный (21376,6 рублей), пгт.Прогресс (15066,7 рублей), Архаринский район (15750 рублей), Бурейский район (13571,5 рубля), Завитинский район (7395,8 рублей), Магдагачинский район (19359,6 рублей), Михайловский район (22141,1 рубля), Ромненский район (9125,6 рублей), Селемджинский район (29195,8 рублей).

В сравнении с 2016 годом рост значений по вышеуказанному показателю в 2017 году наблюдался в 15 муниципальных образованиях: г. Белогорск (на 36%), г.Зея (на 12,2%), г. Райчихинск (на 10,7%), г. Свободный (на 9,5%), г.Тында (на 11,6%), г.Шимановск (на 7,5%), пгт. Прогресс (на 4,5%), ЗАТО Циолковский (на 18,1%), Белогорский район (на 16,4%), Зейский район (на 20,7%), Ивановский район (на 25,2%), Константиновский район (на 16,6%) Магдагачинский район (на 4%), Михайловский район (на 44,5%), Тамбовский район (на 1,9%).

В 5 муниципальных образованиях показатель снизился: Архаринский район (на 0,1%), Бурейский район (на 32,2%), Завитинский район (на 5,9%), Ромненский район (на 12,1%), Селемджинский район (на 1,7%).

В остальных муниципальных образованиях значения показателя остались на уровне 2016 года.

1.2 Дошкольное образование

Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет

В целом в 2017 году обеспеченность (охват) детей в возрасте от 1 года до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях составила 61%.

 В 2017 году в области создано 10 новых  мест для детей дошкольного возраста за счет реконструкции и ремонта здания детского сада в с. Тахтамыгда  Сковородинского района.

За счет внутренних ресурсов дошкольных образовательных учреждений (увеличение списочного состава и оптимизации площадей)  создано 740 дополнительных мест в г.Благовещенск, г.Райчихинск, пгт Прогресс, Бурейском, Ивановском, Магдагачинском, Октябрьском, Серышевском районах.

Созданы 7 групп для 35 детей раннего возраста в г.Свободный, г.Тында, Завитинском и Селемджинском районах.

Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях,%

 

Для удовлетворения потребности населения области в услугах дошкольного образования продолжают функционировать группы:

 кратковременного пребывания при образовательных учреждениях разных типов (93  группы  для 1048 детей);

мобильные и стационарные консультативные службы для родителей детей в возрасте до 7 лет, не посещающих детские сады (88 пунктов для более 1000 детей);

центры игровой поддержки (3 центра на 50 детей);

группы семейного типа (2 группы для 6 детей).

Активно использовались возможности негосударственного сектора. На конец 2017 года 21 негосударственная организация (индивидуальные предприниматели и юридические лица (ООО) осуществляла образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования; охват составил 940 детей. Кроме того, индивидуальными предпринимателями организована работа групп присмотра и ухода для 700 детей.

В настоящее время Амурская область приступила к решению проблемы обеспечения услугами дошкольного образования детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Для  данной категории детей на базе образовательных организаций области создано свыше 340 групп младенческого и раннего возраста, а также предоставляются услуги дошкольного образования и присмотра и ухода в группах индивидуальных предпринимателей, группах семейного типа, группах кратковременного пребывания и в консультативных пунктах.

Высокий процент охвата детей услугами дошкольного образования наблюдается в городских округах: ЗАТО Циолковский (92%), Тында (91%), г.Шимановск (89%), г.Зея (80%), Свободный (78%).

Доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет.

Спрос на предоставление услуг дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет удовлетворен на 100%.

В 22 муниципальных образованиях отсутствуют очереди в дошкольные образовательные учреждения, и места  предоставляются по мере необходимости.

«Актуальный спрос» на места в дошкольные образовательные учреждения не удовлетворен в 7 муниципальных образованиях (Благовещенский, Ивановский, Магдагачинский, Октябрьский районы, г.Благовещенск, г.Райчихинск, пгт.Прогресс).

Родителям обеспечена открытость и прозрачность очередности в дошкольные образовательные учреждения через информационную систему «Электронная комиссия».

На конец 2017 года на учете для определения в дошкольные организации области состояли 13354 ребенка в возрасте от 2 месяцев до 3 лет,
из них:

12338 человек находятся в «отложенном спросе», это дети, место которым в детском саду потребуется через год и более;

1016 человек находятся в «актуальном спросе», это дети, место в детском саду которым необходимо в ближайшее время.

 1.3 Общее и дополнительное образование

В 2017 году не получили аттестат о среднем общем образовании 26 обучающихся общеобразовательных организаций области (в 2016 году – 55 обучающихся).

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений,%

 

Наибольший процент выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании приходится на Белогорский (8%) и второй год подряд на Магдагачинский (4%)  и  Свободненский (3%) районы.

Все выпускники преодолели минимальный порог по обязательным предметам, подтвердили освоение основных общеобразовательных программ и получили аттестат о среднем общем образовании в Архаринском, Благовещенском, Бурейском, Ивановском, Константиновском, Мазановском, Ромненском,  Селемджинском, Серышевском, Тамбовском, Тындинском, Шимановском районах, г.Райчихинск, г.Свободный, г.Тында, г.Шимановск, пгт.Прогресс,
ЗАТО Циолковский.

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений.

В 2017 году доля общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения составила 81,1% (в 2016 году – 97%).

Максимальный результат - 100% достиг ЗАТО Циолковский. Наибольший удельный вес общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучениям в г.Тында (96,9%),  г. Шимановск (93,8%), г.Белогорск (91,9%) и Ивановском районе (90,0%).

Наименьший удельный вес в Константиновском районе (63,75%) и Завитинском районе (69,4%).

Все общеобразовательные организации имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательной деятельности по реализуемым основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений,%

В 2017 году доля таких учреждений составила 20,15% (в 2016 году – 18%).

В соответствии с проведенным мониторингом технического состояния общеобразовательных учреждений в Амурской области за отчетный период увеличилось количество зданий, которым требуется проведение капитального ремонта с 54 в 2016 году до  126 зданий в 2017 году.

Самое большое количество аварийных зданий и требующих ремонта в г.Зея (80%), Белогорском районе (54,5%), Тамбовском районе (46,2%) и Шимановском районе (42,8%).

Кроме того, ухудшилась ситуация в Архаринском районе – до 27,7% (в 2016 году - 18,2%), Зейском районе до 17,6% (в 2016 году – 5,8%), Михайловском до 18,2% (в 2016 году – 0%), Свободненском районе до 41,2% (в 2016 году – 25,5%), Селемджинском районе – до 30% (в 2016 году – 16,7%) в связи с увеличением числа школ, требующих проведение капитального ремонта.

В 11 муниципальных образованиях отсутствуют муниципальные общеобразовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта: Бурейский, Ивановский, Ромненский, Серышевский, Сковородинский, г.Благовещенск, г.Белогорск, г.Свободный, г.Шимановск, пгт.Прогресс, ЗАТО Циолковский.

Улучшилась ситуация в Белогорском районе – 54,5% (в 2016 году -90,9%) и Завитинском районе – 25,0% (в 2016 году- 37,5%). 

  

Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях,%

 

В 2017 учебном году значение данного показателя осталось на уровне прошлого года и составило 21,6%.

Наиболее высокие показатели в следующих территориях: г.Белогорск и  г.Благовещенск - 41%,  г.Свободный - 27%, в Октябрьском – 22,5%,  Благовещенском и Завитинском - 18%  районах.

В 2017/2018 учебном году в 10 муниципальных образованиях области обучение всех школьников ведется в одну смену: Архаринском, Белогорском, Зейском,  Мазановском, Михайловском, Ромненском, Шимановском и Свободненском районах, в г.Зея и ЗАТО Циолковский.

Во вторую смену проводят обучение в 71 общеобразовательной  организации (24% от всех школ). Количество обучающихся во вторую смену детей составляет 20400 человек (в 2016 году – 19870 человек).

В целях обеспечения односменного режима обучения в 1 - 11 классах общеобразовательных учреждениях Амурской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к 
условиям обучения постановлением Правительства Амурской области 
от 30.12.2015 № 657 утверждена программа «Создание (исходя из 
прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях Амурской области» на 2016 - 2025 годы».

 Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях, тыс. рублей

 

В среднем по области расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях составляет 46 тыс. рублей (в 2016 году – 104 тыс.рублей), снижение значения обусловлено изменением методики расчета показателя.

В 19 муниципальных образованиях расходы бюджета меньше среднеобластного (пгт.Прогресс, г.Райчихинск, г.Благовещенск, г.Свободный,  г.Шимановск, г.Белогорск, г.Тында, г.Зея, Магдагачинский, Завитинский, Архаринский, Ивановский, Благовещенский, Тамбовский, Бурейский, Сковородинский, Серышевский, Октябрьский, Константинвский районы), в 10  выше (Михайловский, Ромненский, Белогорский, Мазановский,  Свободненский, Шимановский, Зейский,  Селемджинский, Тындинский районы  и ЗАТО Циолковский).

Наибольшие расходы на одного учащегося в Тындинском (127 тыс. рублей) и Селемджинском (112 тыс. рублей) районах. Наименьшие расходы в пгт.Прогресс (13 тыс. рублей) и  г.Райчихинск, г.Благовещенск  (14 тыс. рублей).

  

Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы,%

  

В Амурской области увеличилось число детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности – более 101 тыс.человек
(в 2016 году - 96 тыс. человек). Уровень охвата детей дополнительным образованием – 72,3%.

Максимальное значение показателя достигнуто в г.Тында (100%), Шимановском районе (97%) и  ЗАТО Циолковский (95%).

Однако в отдельных территориях области показатели охвата детей дополнительным образованием не только ниже среднеобластного, но и не достигают уровня 50%. В Свободненском районе и пгт.Прогресс в сферу дополнительного образования вовлечены лишь 35% детей, в г.Свободном – 39%.

По результатам проведенного анализа показателя «Доля детей первой и второй группы здоровья в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях» отмечено следующее.

В целом по области в 2017 году доля относительно здоровых детей (1 и 2 группа здоровья) в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях составила 85% (в 2016 году — 85,8%).

Высокие показатели относительно здоровых детей, превышающие средние показатели по области в 2017 году зарегистрированы в 17 муниципальных образованиях:  Благовещенский (97%), Серышевский (96%), Бурейский (94%), Октябрьский (91%), Мазановский (90%), Селемджинский (90%), Константиновский (89,5%), Михайловском (88,4%), Тындинском районах (87,1%), в городах: Тында (92,4%), г.Шимановск (90,7%), г.Зея (89%), г.Райчихинск (86,7%) и пгт.Прогресс (85,7%).

            В  динамике  в  2017  году  по  сравнению  с  2016  годом  рост  показателя отмечен в следующих  районах: Архаринском  (с 77,5%  до  86,3%),  Благовещенском  (с 96,1% до 97%), Бурейском  (с 86,3%  до 94,2%), Ивановском  (с 78,4% до 83,9%),  Михайловском (с 85,7%  до 88,4%), Октябрьском  (с 89,8%  до 91,4%),  Ромненском  (с 83,8% до 85,1%), Серышевском районах (с 71,1% до 96%) в городах: Благовещенск (с 77,3% до 79,6%),  Белогорск (с 77,6% до78,4%), Зея (с 82,4% до 88,9%), Шимановск (с 78,1% до 90,7%).

            Снижение показателя в 2017 году по сравнению с 2016 годом отмечено в  следующих территориях:  Белогорском  (с 97,2%  до 84,9%),  Завитинском  (с 88,1%  до 86,7%),  Зейском (с 90,5% до 86%),  Константиновском  (с 98,7% до 89,4%),  Магдагачинском (с 82,8% до 75,9%), Свободненском (с 79% до 63,7%),  Селемджинском (с 93,8% до 90%), Сковородинском (с 89,7%  до 79,8%),  Тамбовском  (с 84,9%  до 77,3%),  Шимановском (с 80,2% до 73,4%) районах, в городах: Свободный (с 78,2% до 76%), в пгт.Прогрессе (с 87,6% до 85,7%).

            Показатели, ниже среднеобластного в 2017 году зарегистрированы в следующих территориях: Магдагачинском (75,9%), Свободненском (63,7%), Сковородинском (79,8%),  Тамбовском (77,3%),  Шимановском (73,4%) районах; в  городах: Благовещенск (79,6%), Белогорск (78,4%), Свободный (76%), ЗАТО Углегорск (79,4%).

           

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях,%

  

1.4 Культура 

Наибольший процент обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа в 2017 году приходится на Тамбовский (128%), Белогорский (112%), Ромненский (100%), Серышевский (100%),  Тындинский (100%) и Шимановский (100%) районы, г. Белогорск (100%), г. Благовещенск (100%), г.Зея (100%), г. Тында (100%), г.Шимновск (100%) и  ЗАТО Циолковский (100%).

  

Уровень фактической обеспеченности клубами

и учреждениями клубного типа,%

  

В 2017 году по сравнению с 2016 годом уровень фактической обеспеченности от нормативной потребности в отдельных муниципальных образованиях области изменился в сторону увеличения: в Архаринском районе (на 8,5%), Магдагачинском районе (на 15%), Ромненском районе (на 4,5%). Данное повышение  обеспеченности зрительскими местами связано с дополнительной установкой кресел в залах, кроме того с введением в действие Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 95-Р изменилась методика расчета обеспеченности населения зрительными местами, в связи с чем в городах Благовещенске, Белогорске, Зее уровень фактической обеспеченности достиг 100%.

Значения, ниже среднеобластного показателя в 10 муниципальных образованиях: в Бурейском, Магдагачинском, Мазановском, Михайловском, Селемджинском, Сковородинском районах, городах – Райчихинск,  Свободный и пгт.Прогресс.

В 2017 году в сравнении с 2016 годом уровень фактической обеспеченности библиотеками увеличился в связи с  приведением показателя в соответствие с нормами и нормативами обеспеченности: в Бурейском (на 8%), Сковородинском (на 7,7%), Серышевском (на 5%), Тындинском (на 4,8%), районах, в городе Благовещенск (на 33%), г.Шимановск (на 50%), г.Зея (на 66,67%).

В 6 муниципальных образованиях значение показателя ниже 100%: Архаринском (93,3%), Благовещенском (93,3%), Завитинском (87,5%), Тамбовском (95,0%), Шимановском (91,7%) районах и в г.Белогорске (75%).

Уровень фактической обеспеченности в муниципальных образованиях городских округов и муниципальных районов области парками культуры и отдыха в 2017 году в сравнении с 2016 годом остался без изменений. Парки расположены в 5 городских округах области: Благовещенск, Белогорск, Свободный, Тында и Шимановск.

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры в среднем составляет 9%.

Для 12 муниципальных образований значение показателя «Доля учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта» выше среднего: в г.Зея (50%), г.Шимановск (20%), г.Свободный (18,2%),  Михайловском (40%), Магдагачинском (20%), Серышевском (14,3%), Тамбовском (14,3%), Зейском (13,8%), Селемджинском (13,3%), Белогорском (12,5%) районах.

В муниципальной собственности области находится 366 объектов культурного наследия, 19 из которых (5%) требуют проведения работ по реставрации.

В группе городских округов наибольший показатель «Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации» характерен для г.Благовещенск (33,3%), г.Свободный (26,7%), пгт.Прогресс (25%), г.Шимановск (14,3%).

В группе муниципальных районов данный показатель отмечен в Завитинском (33,3%), Шимановском (25%), Зейском (21,5%), Сковородинском (13,3%),  Ивановском (10%), Белогорском (9,1%), Благовещенском (6%), Магдагачинском (6%), Тамбовском (5,4%).

1.5 Физическая культура и спорт

В среднем 26% населения области систематически занимается физической культурой и спортом (в 2016 году – 21%).

Доля населения, систематически занимающегося физической

культурой и спортом,%


Значения, превышающие или равное среднеобластному  показателю, достигнуты в  3 городских округах: ЗАТО Циолковский (29%), г.Зея (33%) и г.Благовещенск (26%), и в 12  муниципальных районах – Зейский (33%), Тындинский (28,0%), Завитинский (27%), Белогорский (26,0%), Константиновский  (26,0%), Мазановский (26,0%), Михайловский (26,0%), Свободненский (26,0%), Серышевский (26,0%) и Тамбовский (26%).

В остальных 14 муниципальных образованиях значение показателя «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом» ниже среднеобластного.

В 2017 году рост достигнутых значений по показателю наблюдается во всех городских округах и муниципальных районах.

Значение показателя «Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся»  в 2017 году в среднем по области составило 62,5%. Значения, превышающие среднеобластной показатель, достигнуты в 5 из 9 городских округов (г.Благовещенск, г.Зея, г.Свободный, г.Тында, г.Шимановск) и в 9 из 20 муниципальных районов (Архаринский, Бурейский, Зейский, Константиновский, Магдагачинский, Мазановский, Селемджинский, Серышевский, Тындинский), самые низкие показатели в ЗАТО Циолковский и Белогорском районе.

1.6 Жилищное строительство и обеспечение граждан жильём

В 2017 году на территории области построено 3357 жилых помещений общей площадью 181,6 тыс.кв. метров, что составляет 82,1% к уровню 2016 года (221,2 тыс.кв. метров - 3901 жилых помещений).

Населением за счет собственных и заемных средств в 2017 году  введено 283 жилых помещений общей площадью 31,9 тыс. кв. метров, или  17,6% от всей введенной площади жилых домов (в 2016 году – 34,9 тыс. кв. м, что составило 15,8%). Среди городских округов и муниципальных районов в 2017 году наибольший ввод жилья осуществлялся в городском округе г.Благовещенск  – 94,2 тыс. кв. метров, что составило 51,8% от введенного жилья по области, в городском округе г.Свободный  – 21,97 тыс. кв. метров  (12,1%) и в Благовещенском районе – 20,46 тыс. кв. метров (11,3%), в ЗАТО Циолковский введено 8,7 тыс. кв. метров – 4,8% от общего ввода.

Средний уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений, приходящийся, в среднем, на 1 жителя области в 2017 году составил – 24,9 кв.м, что выше на 1,2% чем в 2016 году (24,6 кв.м).

 В 2017 году средний областной уровень обеспеченности общей  площадью жилых помещений, приходящийся, в среднем, на 1 жителя составляет в городских округах: Благовещенск (25,2 кв.м), Зея (25,5 кв.м), Райчихинск (30,2 кв.м), Свободный (25,3 кв.м), Тында (27,7 кв.м), пгт.Прогресс (29,9 кв.м); в муниципальных районах: Архаринский (25,4 кв.м), Благовещенский (25,8 кв.м), Бурейский (27,5 кв.м), Завитинский (34,3 кв.м), Зейском (25,5 кв.м), Магдагачинский (29,4 кв.м), Ромненский (27,5 кв.м), Сковородинский (25,6 кв.м), Тындинский (26,4 кв.м.).

Низкий уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений, приходящийся в среднем на одного жителя  отмечен в муниципальных районах: Тамбовский (20,8 кв.м), Свободненнском (20,5 кв.м), Константиновский (21,1 кв.м), Белогорский  (20,4 кв.м), ЗАТО Циолковский (16,2 кв.м).

 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем

на 1 жителя области, кв.м

 

Из общего объема введенного жилья в 2017 году, 20,5 тыс.кв. метров жилой площади, или 11,3% построено с привлечением бюджетных средств по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области» (в 2016 г. 30,2 тыс.кв. метров жилой площади).

При общей отрицательной динамике ввода жилья в области, увеличение объемов ввода жилых помещений в 2017 году осуществлено в следующих муниципальных образованиях: г.Шимановск в 6,4 раза, в Михайловском районе больше в 13,4 раза, г.Свободный -126,8%, Архаринский район – 196,2%, Белогорский район – 184,9%, Благовещенский район – 157,4%, Константиновский район – 199,0%.

Снижение ввода жилья в 2017 году отмечено в городских округах  Благовещенск, Белогорск, Зея, Райчихинск, Тында, п.Прогресс и муниципальных районах - Зейский, Ивановский, Магдагачинский, Мазановский, Свободненский, Серышевский, Сковородинский, Тамбовский, Шимановский.

1.7 Жилищно-коммунальное хозяйство

В 2017 году доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, в среднем по области увеличилась на  4 процентных пункта и составила 86%
(в 2016 году – 82%).

Наибольшая доля жилищного фонда находится под управлением посредством управляющей организации - около 45% (рост показателя по сравнению с 2016 годом составил 2 процентных пункта).

Наибольшая доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали управление посредством управляющей организации, в следующих муниципальных образованиях: ЗАТО Циолковский (100%), Бурейский район (100%), г.Шимановск (98,5%), Константиновский район (92,3%), г.Благовещенск (83%). Наименьшее количество собственников, выбравших управление посредством управляющей организации, зафиксировано в Тамбовском (2,5%), Михайловском (2,6%), Архаринском (5,6%) Белогорском (6,0%) районах. Не выбрали данный способ управления многоквартирными домами собственники Мазановского, Свободненского, Шимановского районов.

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений

выбрали и реализуют один из способов управления

многоквартирными домами,%

 

Способ управления под непосредственным управлением собственников жилья в 2017 году составил 39% (рост среднеобластного показателя по сравнению с 2016 годом составил 5 процентных пункта). Данный способ управления выбран в 23 муниципальных образованиях. Наибольшая доля многоквартирных домов, в которых свыше 50% собственников выбрали данный способ управления, зарегистрирована в следующих муниципальных образованиях: Шимановский (100%), Тамбовский (97,5%), Михайловский (97,4%),  Белогорский (94%), Серышевский (81%), Зейский (73%), Магдагачинский (78%), Селемджинский (66%), Мазановский (57%) районы, г.Свободный (53%).

Способ управления товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (ТСЖ и ЖСК) выбрали 2% жителей многоквартирных домов (показатель снизился на 3  процентных пункта). Данный способ присутствует в 11 муниципальном образовании области.

Наибольшая доля многоквартирных домов под управлением ТСЖ и ЖСК зарегистрирована в Зейском районе (18% от общего числа многоквартирных домов, в которых собственники должны выбрать способ управления).

Практически не проводится работа по выбору способа управления многоквартирными домами в Архаринском районе (доля домов выбравших способ управления – 6,4%) и пгт. Прогресс (37%).

Полностью завершен процесс выбора собственниками помещений способов управления многоквартирными домами в Белогорском, Бурейском, Зейском, Ивановском, Магдагачинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском,  Селемджинском, Тамбовском, Шимановском районах, а также в городе Благовещенске,  Белогорске, Свободном, Шимановске и ЗАТО Циолковский.

 Разбивка многоквартирных домов городов и районов Амурской области по выбору способа управления,%

  


Во всех городских округах проводится работа по повышению доли участия частного капитала в уставном капитале организаций коммунального комплекса. В 2017 году в 18 муниципальных образованиях области доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и(или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района) выше среднеобластного значения (81%),  а в 15 муниципальных образованиях доля таких организаций составляет 100% (г.Благовещенск, г.Зея, г.Райчихинск, г.Свободный, пгт.Прогресс, Архаринский, Белогорский, Завитинский, Ивановский, Магдагачинский, Октябрьский, Селемджинский, Сковородинский, Тамбовский, Тындинский районы).

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и(или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района),%

 

Положительная динамика в части увеличения доли многоквартирных домов, расположенных на земельных участках в отношении которых проведен государственный кадастровый учет наблюдается в Архаринском районе (больше на 4,5%, чем в 2016 году), г.Благовещенск (на 3%), Октябрьском районе (на 1,4%).

В 19 муниципальных образованиях области (Белогорский, Благовещенский, Ивановский, Константиновский, Магдагачинский, Мазановский, Михайловский, Ромненский, Свободненский, Селемджинский, Сковородинский, Шимановский районы, г.Белогорск, г.Зея, г.Райчихинск, г.Свободный, г.Шимановск, пгт.Прогресс, ЗАТО Циолковский) государственный кадастровый учет осуществлен в отношении всех многоквартирных домов.

В среднем по области значение показателя - 93%, что выше на 1 процентный пункт значения 2016 года. Значения, ниже среднеобластного показателя, в 7 муниципальных образованиях: г.Благовещенск            (72%), г.Тында (59%), Архаринском (73%), Бурейском (80%), Зейском (86%), Серышевском (67%), Тындинский (90%) районах. На остальных территориях показатель выше среднеобластного.

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет,%

 

1.8 Организация муниципального управления

Анализ показателя результативности деятельности органов местного самоуправления показал, что доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объёме собственных доходов бюджетов городских округов (без учета субвенций) не превышает 47,46% в 2016 году и 77,86% в 2017 году (наилучшие результаты в 2016 году отмечаются в г.Благовещенск, г.Тында, ЗАТО Циолковский, в 2017 году в г.Шимановск, г.Благовещенск, г.Тында).

Самый низкий показатель среди городских округов у пгт.Прогресс – 8,04% в 2016 году и у г.Зея – 34,78% в 2017 году.

По всем городским округам отмечается рост доли налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджетов городских округов (без учета субвенций) по сравнению с 2016 годом. Наибольшее увеличение показателя к 2016 году наблюдается в г.Шимановск (на 55,1%), пгт.Прогресс (на 48,4%), г.Благовещенск (на 29,5%). Наименьший рост показателя сложился в г.Зея (на 11,6%), г.Райчихинск (на 21,7%).

Максимальный показатель доли налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объёме собственных доходов бюджетов муниципальных районов (без учета субвенций) составил 18,71% в 2016 году (Магдагачинский район) и 66,1%  в 2017 году (Сковородинский район). Минимальные значения показателей зафиксированы в Мазановском районе – в 2016 году (5,7%), в 2017 году (13%).

Что касается абсолютного прироста доли налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением - поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджетов муниципальных районов (без учета субвенций), то наибольший прирост в 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается в Сковородинском (больше на 48,38%), Магдагачинском (на 19,04%), Селемджинском (на 17%) и Серышевском (на 14,35%) районах. Наименьший рост сложился в Михайловском (на 4,55%), Архаринском (на 5,25%) и Мазановском (на 7,31%) районах.

По данным годовых отчетов об исполнении консолидированных бюджетов городских округов и муниципальных районов области за 2016 и 2017 годы просроченная кредиторская задолженность по заработной плате с учетом начислений на выплаты по оплате труда по всем типам муниципальных учреждений (автономные, бюджетные, казённые) отсутствует.

Наименьшие расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования за 2017 год сложились:

- среди городских округов - г.Благовещенск (1051 рубль), г.Белогорск 
(1131 рубль), г.Свободный (1153 рубля);

- среди муниципальных районов - Ивановский район (1439 рублей), Тамбовский район (1587 рублей), Бурейский район (1637 рублей).

Наибольшие расходы бюджета на содержание работников органов местного самоуправления у следующих муниципальных образований:

- среди городских округов – г.Тында (2471 рублей), пгт.Прогресс (2341 рубль), г.Зея (1947 рублей);

- среди муниципальных районов - Шимановский район (5821 рубль), Тындинский (4956 рублей), Селемджинский район (3451 рубль).

Снижение объема расходов в 2017 году по отношению к 2016 году наблюдается по 2 городским округам и 7 муниципальным районам: г.Райчихинск (на 12,3% меньше, чем в 2016 году), г.Шимановск (на 2,5%), Благовещенский (на 3,8%), Белогорский (на 3,4%), Селемджинский (на 3%),
Магдагачинский (на 2,8%), Ивановский (на 2,2%), Завитинский (на 2,2%), Архаринский (на 0,5%) районы.

По остальным муниципальным районам и городским округам области наблюдается рост объема расходов в 2017 году по отношению к 2016 году.

Среднегодовая численность постоянного населения в Амурской области сохраняет тенденцию к снижению и в 2017 году составила 800 тыс. человек (на 0,5% меньше, чем в 2016 году).

Численность населения увеличилась в 3 муниципальных образованиях: в г.Благовещенск (на 0,2% больше, чем в 2016 году), Благовещенском районе (на 4%), ЗАТО Циолковский (на 1,6%). В остальных муниципальных образованиях области численность населения снизилась. Снижение значения показателя находится в диапазоне от 0,01% (Серышевский район) до 2,5% (Шимановский район).

1.9 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Среднее значение показателя «Удельная величина потребления электрической энергии в многоквартирных домах, кВт-ч на 1 человека населения» в 2017 году осталось на уровне 2016 года и составило 1324 кВт-ч.

Значение показателя выше среднеобластного в 16 муниципальных образованиях: Архаринском, Белогорском, Благовещенском, Завитинском, Зейском, Константиновском, Мазановском, Михайловском, Октябрьском, Свободненском, Сковородинском, Тындинском районах, г.Белогорск, г.Райчихинск, г.Свободный, пгт.Прогресс.

Ниже среднеобластного значение показателя сложилось в 13 муниципальных образованиях: Бурейском, Ивановском, Магдагачинском, Ромненском, Селемджинском, Серышевском, Тамбовском, Шимановском районах, г.Благовещенск, г. Зея, г.Тында, г. Шимановск, ЗАТО Циолковский.

Объем потребления электрической энергии в многоквартирных домах в 2017 году вырос по ряду территорий: Серышевском (на 95% больше, чем в 2016 году),  Зейском (на 34%) районах, г.Белогорск (на 33%), г.Благовещенск (на 28%), ЗАТО Циолковский (на 14%), Бурейском (на 13%), Белогорском (на 10%), Благовещенском (на 4%), Ивановском (на 4%), Тындинском (на 0,5%) районах, пгт. Прогресс (на 3%), г.Райчихинск (на 1,6%), г.Зея (на 0,1%), что обусловлено увеличением использования бытовых приборов.

По остальным  территориям наблюдается снижение показателя в диапазоне от 0,1% (Шимановский район) до 72% (г.Шимановск), связанное с работой по переселению из ветхого и аварийного жилья в энергоэффективные вновь введенные в эксплуатацию дома, а также внедрением энергосберегающих технологий и снижением численности населения.

Удельная величина потребления электрической энергии

в многоквартирных домах, кВт-ч на 1 человека населения

  

Среднее значение показателя «Удельная величина потребления тепловой энергии в многоквартирных домах, Гкал на 1 кв.м общей площади» в 2017 году составило 0,22 Гкал (в 2016 году среднее значение показателя -
0,3 Гкал).

В 14  муниципальных образований Амурской области (Благовещенский, Завитинский, Константиновский, Михайловский, Ромненский, Сковородинский, Тамбовский, Тындинский районы, г.Зея, г.Райчихинск, г.Свободный, г.Тында, пгт.Прогресс, ЗАТО Циолковский) объем потребления тепловой энергии в многоквартирных домах в 2017 году находится на уровне 2016 года.

Уменьшение потребления тепловой энергии отмечено в Мазановском
(на 32% меньше, чем в 2016 году) районе, пгт.Прогресс (на 22%), Свободненском (на 8%) районе, г.Благовещенск (на 7%), Архаринском (на 5%), Магдагачинском (на 5%) районах, г.Райчихинск (на 5%), Шимановском (на 4%), Бурейском (на 4%), Ивановском (на 4%) районах, г.Тында (на 2%), что обусловлено установкой в многоквартирных домах приборов учета тепловой энергии, в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», проведением в межотопительный период мероприятий по ремонту тепловых сетей, утепления ограждающих конструкций и регулирования температурного графика отпуска тепла.

Удельная величина потребления тепловой энергии в многоквартирных домах, Гкал на 1 кв.м общей площади

 

Увеличение значения показателя отмечено в Серышевском районе (в 1,5 раза больше, чем в 2016 году), г.Свободный (на 48%), г.Шимановск (на 32%), Октябрьском (на 30%), Селемджинском (на 17%), Зейском (на 14%) районах, г.Белогорск (на 9%), Белогорском районе (на 2%). Увеличение значения показателя произошло за счет увеличения площади потребления тепловой энергии в многоквартирных домах.

Среднее значение показателя «Удельная величина потребления холодной воды в многоквартирных домах, куб. м на 1 проживающего» в 2017 году составило 48,7 куб. м, что на 7% меньше значения показателя 2016 года
(в 2016 году среднее значение показателя – 52,3 куб. м).

Увеличение потребления холодной воды наблюдается по следующим территориям: пгт.Прогресс (на 36% больше, чем в 2016 году), г.Свободный (на 22%), г.Белогорск (на 21%), Архаринский (на 16%), Тамбовский (на 11%) районы, г.Благовещенск (на 10%), Белогорский (на 8%), Селемджинский (на 8%), Зейский (на 4%) районы и ЗАТО Циолковский (на 4%).

Снижение объема потребления холодной воды произошло в Октябрьском (на 59% меньше, чем в 2016 году), Бурейском (на 45%), Магдагачинском (на 32%), Константиновском (на 31%), Михайловском (на 29%), Серышевском (на 28%) районах, г.Шимановск (на 19%), Свободненском районе (на 13%), г.Райчихинск (на 8%), Завитинском (на 3%), Мазановском (на 2%), Шимановском (на 1%) районах, г.Зея (на 1%), г.Тында (на 0,1%), Ивановском районе (на 0,1%).

В Благовещенском, Ромненском, Сковородинском, Тындинском, районах потребление холодной воды осталось без изменений.

 Удельная величина потребления холодной воды в многоквартирных домах,

куб. м на 1 проживающего

 

 Среднее значение показателя «Удельная величина потребления горячей воды в многоквартирных домах, куб. м на 1 проживающего» в 2017 году составило 12,5 куб. м, что на 4% больше значения показателя 2016 года

(в 201 году среднее значение показателя – 12,0 куб. м).

Снижение объема потребления горячей воды, связанное с установкой индивидуальных приборов учета, отмечено в 9 муниципальных образованиях: Октябрьском районе (на 65% меньше, чем в 2016 году), г.Благовещенск (на 19%), г.Райчихинск (на 13%), Благовещенском (на 7%), Свободненском (на 3%), Зейском (на 3%), Завитинском (на 3%), районах, г.Свободный (на 3%), г.Зея (на 1%).

В Тындинском районе значение показателя осталось на прежнем уровне.

Увеличение значения показателя наблюдается 10 муниципальных образованиях: Михайловский (на 85% больше, чем в 2016 году), г.Шимановск (на 84%), ЗАТО Циолковский (на 20%), Магдагачинский (на 18%), Селемджинский (на 9%) районы, г.Тында (на 3%), г.Белогорск (на 3%), Архаринский (на 2%), Бурейский (на 2%), Сковородинский (на 0,1%) районы.

   

Удельная величина потребления горячей воды в многоквартирных домах,

куб. м на 1 проживающего


Среднее значение показателя «Удельная величина потребления электрической энергии муниципальными бюджетными учреждениями,
кВт-ч на 1 человека населения» в 2017 году осталось на уровне прошлого года и составило 76,9 кВт-ч.

Снижение объема потребления электрической энергии в 2017 году по сравнению с 2016 годом произошло в 13 муниципальных образованиях области: Магдагачинском (на 19% меньше, чем в 2016 году), Завитинском (на 18%),  Благовещенском (на 14%) районах, г.Зея (на 10%), Ивановском (на 6%), Селемджинском (на 6%), Архаринском (на 5%), Свободненском (на 5%) районах, ЗАТО Циолковский (на 4%), Мазановском (на 3%), Белогорском (на 2%) районах, пгт.Прогресс (на 2%), г.Райчихинск (на 2%).

Увеличение значения показателя наблюдается в 14 муниципальных образованиях: г.Свободный (на 28% больше, чем, в 2016 году), Михайловском (на 19%), Бурейском (на 10%), Зейском (на 9%), Октябрьском (на 9%) районах, г.Шимановск ( на 9%), Шимановском (на 8%), Тамбовском (на 4%) районах, г.Благовещенск (на 2%), г.Белогорск (на 2%), Тындинском (на 0,2%), Константиновском (на 0,1%), Ромненском (на 1 %) районах, г.Тында (на 0,4%).

 Удельная величина потребления электрической энергии муниципальными бюджетными учреждениями, кВт-ч на 1 человека населения

 

В Серышевском (0,1%) и Сковородинском (0,1%) районах потребление электрической энергии осталось без изменений.

Среднее значение показателя «Удельная величина потребления тепловой энергии муниципальными бюджетными учреждениями, Гкал на 1 человека населения» в 2017 году снизился по сравнению с  2016 годом и составил 0,21 Гкал.

Удельная величина потребления тепловой энергии муниципальными бюджетными учреждениями, Гкал на 1 человека населения

 

По ряду территорй произошло увеличение потребления тепловой энергии муниципальными бюджетными учреждениями (Белогорский, Зейский, Ивановский, Ромненский, Шимановский районы, г.Белогорск, г.Свободный, пгт.Прогресс,). Максимальное увеличение наблюдается в г.Белогорск (на 28% больше, чем в 2016 году), г.Свободный (на 6%). На остальных территориях увеличение значения показателя находится в диапазоне от 1% (Белогорский район) до 3,7% (Ивановский район).

Уменьшение значения показателя произошло в 20 муниципальных образованиях (Архаринский, Белогорский, Благовещенский, Бурейский, Завитинский, Константиновский, Мазановский, Магдагачинский, Михайловский, Октябрьский, Свободненский, Селемджинский, Серышевский, Сковородинский Тамбовский, Тындинский районы, г.Благовещенск, г.Зея, г.Тында, г.Шимановск). Наибольшее уменьшение потребление тепловой энергии муниципальными бюджетными учреждениями характерно для Магдагачинского (на 67% меньше, чем в 2016 году) и Михайловского(на 27%)  районов, на остальных территориях уменьшение значения показателя находится в диапазоне от 0,6% (г.Зея) до 20% (ЗАТО Циолковский).

Среднее значение показателя «Удельная величина потребления холодной воды муниципальными бюджетными учреждениями, куб. м на 1 человека населения» в 2017 году составило 4,1 куб. м, что выше уровня 2016 года в 2,6 раза (в 2016 году среднее значение показателя - 1,6 куб. м).

Снижение объема потребления холодной воды по группе муниципальных образований (г.Благовещенск, г.Белогорск, г.Зея, г.Шимановск, Архаринский, Белогорский, Завитинский, Зейский, Константиновский, Михайловский, Свободненский, Селемджинский, Серышевский, Тамбовский районы ) находится в диапазоне от 2% (Зейский район) до 40% (Архаринский район).

Увеличение значения показателя произошло в 7 муниципальных образованиях (г.Свободный, ЗАТО Циолковский, Благовещенский, Ивановский, Ромненский, Сковородинский, Тындинский районы) и находится в диапазоне от 2% (Тындинский район) до 8 раз (ЗАТО Циолковски).

Удельная величина потребления холодной воды муниципальными бюджетными учреждениями, куб. м на 1 человека населения

 

Среднее значение показателя «Удельная величина потребления горячей воды муниципальными бюджетными учреждениями, куб. метров на
1 человека населения» в 2017 году составило 0,37 куб. м, что выше уровня 2016 года в 2 раза (в 2016 году среднее значение показателя – 0,19 куб. м).

По отдельным муниципальным образованиям произошло снижение объема потребления горячей воды: ЗАТО Циолковский (на 25% меньше, чем в 2016 году),  г.Зея (на 15%),  Благовещенский (на 12 %) и Архаринский (на 6%) районы.

Увеличение значения показателя наблюдается в 7 муниципальных образованиях (г.Свободный, г.Тында, Бурейский, Магдагачинский, Сковородинский, Селемджинский, Тындинский районы). Максимальное потребление горячей воды наблюдается в г.Свободный (в 5 раз больше, чем в 2016 году) и Сковородинском раоне (в 1,2 раза), на остальных территориях уменьшение значения показателя находится в диапазоне от 1% (г.Тында) до 56% (Магдагачинский район).

Удельная величина потребления горячей воды муниципальными бюджетными учреждениями, куб. метров на 1 человека населения


II. ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ

В голосование приняло участие 576 жителей области. Согласно данным, полученным в результате опроса, составлен интегральный показатель оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Амурской области в целом (диаграмма), который отражает среднеарифметические данные удовлетворенности населения организацией транспортного обслуживания и качеством автомобильных дорог в муниципальных образованиях, а также жилищно-коммунальными услугами, оказываемыми органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов населению муниципальных образований Амурской области.

В целом уровень удовлетворённости населения деятельностью руководителей органов местного самоуправления области в среднем составил 67%. Наиболее удовлетворены положением дел в сфере муниципального управления жители городских округов: г.Белогорск и г.Свободный, где степень удовлетворенности составила соответственно 88%, 85%. Среди муниципальных районов наибольшие число довольных наблюдается в Белогорском, Благовещенском и Селемджинском районах, где степень удовлетворенности по данным опроса составила 94%, 87% и 82%. Вместе с тем, менее удовлетворены деятельностью руководителей органов местного самоуправления области жители Архаринского и Тамбовского районов, где число довольных не превысило четверти от общего числа опрошенного населения. А в Шимановском районе количество проголосовавших составило 0 человек.